Техническая защита охраняемого объекта

0
365

Комплексная защита объектов обеспечения жизнедеятельности мегаполисов, транспортной инфраструктуры, промышленности, энергетики, правительственных учреждений от террористических атак включает организационные и технические мероприятия. В подавляющем большинстве они направлены на идентификацию посетителей и транспортных средств, а также подтверждение их права находиться на контролируемом объекте или в его определённой зоне. Физически противодействовать террористической атаке с использованием транспортных средств могут только специальные заградительные устройства.

Требования к заградительным устройствам

Важность использования противотаранных заградительных устройств признана во всём мире. Российский ГОСТ Р 57278-2016 даёт определение противотаранным заграждениям, как инженерным средствам физической защиты, предназначенным для принудительной остановки транспортных средств. Международный стандарт IWA 14 усредняет требования американского (ASTM F-2656-07) и европейского (PAS 68) подходов к решению проблемы. Он предусматривает:

  • расчётная масса автомобиля – 7200кг;
  • скорость столкновения с заградительной конструкцией – 80 км/ч;
  • энергия таранного удара – 1780 кДж;
  • контрольная точка проникновения – передняя сторона грузового отсека;
  • возможность проникновения обломков на объект не рассматривается.

Для сравнения здесь можно посмотреть характеристики противотаранного оборудования, выпускаемого российским производителем «ПроминвестГРУПП». ГОСТ Р 57362-2016 классифицирует противотаранные управляемые устройства по ряду основных признаков:

  • конструктивное исполнение – ворота, трособлочные системы, выдвижные и перемещаемые в вертикальной или горизонтальной плоскостях;
  • степень устойчивости к таранным ударам – пониженная, нормальная, повышенная, высокая;
  • варианту исполнительного устройства – ручное, электромеханическое, электромагнитное, гидравлическое, пневматическое;
  • месту установки – на въезде или на особо контролируемых участках;
  • рабочему режиму – основным является рабочее или нейтральное положение.

Новейшие разработки противотаранных и блокирующих проезд устройств направлены на увеличение общей массы конструкции и высоты воспринимающего удар барьера. Основной задачей считается разрушение и обездвиживание транспортного средства, а также управляющих им террористов.

Типы противотаранных устройств

Выделяют пять основных типов стационарно устанавливаемых ПТУ:

  • шлагбаум;
  • дорожный блокиратор;
  • ворота;
  • боллард – выдвижной протвотаранный столб;
  • тросовая сеть.

Когда важную роль играет не только надёжность защиты от тарана, но и эстетика, устанавливают болларды. Как правило, их устанавливают около банковских учреждений, посольств, государственных учреждений. Тросовые сети позволяют организовать защиту на протяжённых участках, а не только в зоне въезда/выезда. Как правило, они постоянно находятся в рабочем состоянии, что ограничивает их использование.

К преимуществам противотаранных дорожных блокираторов, шлагбаумов и усиленных ворот относят возможность быстрого приведения их в состояние готовности к защите объекта. Среднее время защиты проезда от тарана составляет 5-10 сек, а в нерабочем состоянии они не мешают нормальному проезду транспорта.

Особенности выбора

Основная часть нормативов по управляемым противотаранным устройствам имеет рекомендательный характер. Перед оформлением заказа на ПТУ необходимо учитывать:

  • возможные последствия от теракта;
  • массогабаритные показатели используемого в нормальных условиях транспорта;
  • возможность физической установки противотаранного устройства;
  • климатические особенности региона.

Маловероятно проведение нескольких атак объекта, но следует учесть время восстановления устройства после столкновения. Сам факт установки мощного противотаранного устройства на въезде снижает его привлекательность для террористов.