Комплексная защита объектов обеспечения жизнедеятельности мегаполисов, транспортной инфраструктуры, промышленности, энергетики, правительственных учреждений от террористических атак включает организационные и технические мероприятия. В подавляющем большинстве они направлены на идентификацию посетителей и транспортных средств, а также подтверждение их права находиться на контролируемом объекте или в его определённой зоне. Физически противодействовать террористической атаке с использованием транспортных средств могут только специальные заградительные устройства.
Требования к заградительным устройствам
Важность использования противотаранных заградительных устройств признана во всём мире. Российский ГОСТ Р 57278-2016 даёт определение противотаранным заграждениям, как инженерным средствам физической защиты, предназначенным для принудительной остановки транспортных средств. Международный стандарт IWA 14 усредняет требования американского (ASTM F-2656-07) и европейского (PAS 68) подходов к решению проблемы. Он предусматривает:
- расчётная масса автомобиля – 7200кг;
- скорость столкновения с заградительной конструкцией – 80 км/ч;
- энергия таранного удара – 1780 кДж;
- контрольная точка проникновения – передняя сторона грузового отсека;
- возможность проникновения обломков на объект не рассматривается.
Для сравнения здесь можно посмотреть характеристики противотаранного оборудования, выпускаемого российским производителем «ПроминвестГРУПП». ГОСТ Р 57362-2016 классифицирует противотаранные управляемые устройства по ряду основных признаков:
- конструктивное исполнение – ворота, трособлочные системы, выдвижные и перемещаемые в вертикальной или горизонтальной плоскостях;
- степень устойчивости к таранным ударам – пониженная, нормальная, повышенная, высокая;
- варианту исполнительного устройства – ручное, электромеханическое, электромагнитное, гидравлическое, пневматическое;
- месту установки – на въезде или на особо контролируемых участках;
- рабочему режиму – основным является рабочее или нейтральное положение.
Новейшие разработки противотаранных и блокирующих проезд устройств направлены на увеличение общей массы конструкции и высоты воспринимающего удар барьера. Основной задачей считается разрушение и обездвиживание транспортного средства, а также управляющих им террористов.
Типы противотаранных устройств
Выделяют пять основных типов стационарно устанавливаемых ПТУ:
- шлагбаум;
- дорожный блокиратор;
- ворота;
- боллард – выдвижной протвотаранный столб;
- тросовая сеть.
Когда важную роль играет не только надёжность защиты от тарана, но и эстетика, устанавливают болларды. Как правило, их устанавливают около банковских учреждений, посольств, государственных учреждений. Тросовые сети позволяют организовать защиту на протяжённых участках, а не только в зоне въезда/выезда. Как правило, они постоянно находятся в рабочем состоянии, что ограничивает их использование.
К преимуществам противотаранных дорожных блокираторов, шлагбаумов и усиленных ворот относят возможность быстрого приведения их в состояние готовности к защите объекта. Среднее время защиты проезда от тарана составляет 5-10 сек, а в нерабочем состоянии они не мешают нормальному проезду транспорта.
Особенности выбора
Основная часть нормативов по управляемым противотаранным устройствам имеет рекомендательный характер. Перед оформлением заказа на ПТУ необходимо учитывать:
- возможные последствия от теракта;
- массогабаритные показатели используемого в нормальных условиях транспорта;
- возможность физической установки противотаранного устройства;
- климатические особенности региона.
Маловероятно проведение нескольких атак объекта, но следует учесть время восстановления устройства после столкновения. Сам факт установки мощного противотаранного устройства на въезде снижает его привлекательность для террористов.