Любое благоустройство садового участка обязательно включает работы по созданию тропиночной сети. И хотя проектирование дорожных одежд в ландшафтном дизайне несколько отличается от обустройства автотранспортных дорог, принципы конструирования общие:
- Тип покрытия должен удовлетворять эксплуатационным требованиям. Изначально правильная классификация группы одежд для дорожек существенно упростит дальнейший комплекс работ;
- Определение числа и толщины конструктивных слоев выполняется с учетом индивидуальных характеристик участка;
- Выбор вида покрытия и необходимость упрочнения дорожек бортовыми элементами подбирается на основании технико-экономических расчетов.
Из чего состоят дорожные одежды
С учетом интенсивности эксплуатации выделяют 3 группы садовых дорожек: основные, второстепенные и вспомогательные. Для первых двух типов одежды всегда укладываются на подготовленное и уплотненное земляное полотно и состоят из демпфирующего подстилающего слоя и внешнего покрытия. Третий тип тропинок может выполняться в упрощенном варианте.
Земляное полотно
Согласно проектной высоте и ширине дорожных одежд снимают пласт грунта и в образовавшейся выработке тщательно утрамбовывают днище. При этом не забывают о формировании продольного и поперечного уклона для создания естественного стока поверхностных вод.
Подстилающий слой
Материалы и качество выполнения этого несущего основания обуславливают долговечность дорожных одежд. При этом сформированная подушка должна обеспечивать дренирование и теплоизоляцию и быть прочной на изгиб. Соответственно для создания подстилающего слоя используют материалы с коэффициентом фильтрации от 3 м/сут, к которым относятся крупнозернистый песок и щебень.
Для основных дорожек несущее основание выполняют одно- или двухслойным с общей высотой от 100 мм. Для второстепенных тропинок его можно сделать однослойным и в виде бутовой подушки толщиной от 50 мм. Когда планируется мощение, создается дополнительное основание из тощего бетона или быстровяжущих материалов.
Тип покрытия
Благоустройство территории участка направлено на сочетание функциональности и декоративности всех элементов. С учетом концепции сада для создания дорожных одежд могут использоваться:
- Мягкие деревянные, резиновые и насыпные покрытия;
- Цементобетонные смеси традиционные и цветные;
- Брусчатка из натурального и искусственного камня;
- Асфальты и битумно-полимерные составы;
- Шунгитовый плитняк и дикий камень;
- Кирпич клинкерный и силикатный.
С целью повышения декоративности штучные покрытия иногда дополнительно сверху засыпают отсевом или в межшовное пространство высаживают траву.
Бортовые элементы
Вместо бутового камня и традиционного поребрика, которые представлены в большой цветовой палитре и разноплановых формах, дорожки можно оформлять пластиковыми бордюрами. Они более доступны по цене, проще в монтаже и практические незаметны, что позволяет сделать акцент исключительно на эстетичности дорожных одежд.